СОДЕРЖАНИЕ
(общее огравление сборника Романа Сергиева здесь)
I. ЦАРЬ ИОАНН ЯВЛЯЕТСЯ ГРОЗНЫМ ДЛЯ ВРАГОВ РУССКОГО
БОГОНОСНОГО НАРОДА
Предыдущие главы сборника...
Манягин В.Г. РАЗВЕНЧАНИЕ МИФА О "ЗЛОДЕЯНИЯХ" ЦАРЯ ИОАННА
1. Частное определение
1.1. Миф о "преступлениях" Царя Иоанна Грозного
сотворен и подновляется ворами власти Богопомазанника
1.2. Россию и ее Царей ненавидят все те, в ком нет Духа
Божьего
1.3. Всегда следует опасаться повторить клевету за
сладкоголосыми врагами Бога
2. Боярское царство
2.1. Боярское царство принесло и Державе, и простому
Народу неисчислимые бедствия
2.2. Князь Владимир Старицкий, двоюродный брат Грозного,
неоднократно пытался захватить Царский престол
2.3. Царь Иоанн стал первым русским царем Давидом -
Богопомазанником, а Москва - Третьим Римом
Последующие главы сборника...
ПРИЛОЖЕНИЯ
Молитва за Царя и Отечество
Утренняя молитва о живых
Начальная молитва об усопших
Молитва Св. Царю-искупителю Николаю
Молитва Св. Благоверному Царю Иоанну Грозному
Тропарь Св. Благоверному Царю Иоанну Грозному (глас
4-й)
Молитва Св. Праведному Николаю Псковоезерскому
Тропарь Праведному Николаю Псковоезерскому (глас 4)
Образец молитвы о Царе (псал. 19 и 20)
Молитва о живых
Молитва о Государе
Краткая молитва воина
Молитва пред начатием всякаго дела (глаголи тайно или
мысленно)
Другая молитва пред начатием всякаго дела, в том числе и
перед чтением любых книг, газет и журналов
Молитва перед чтением Евангелия или духовных книг Святителя
Иоанна Златоуста
Молитва о научении творить волю Бога
Манягин В.Г. РАЗВЕНЧАНИЕ МИФА О
"ЗЛОДЕЯНИЯХ" ЦАРЯ ИОАННА [10]
Они зло мыслят в
сердце,
всякий день ополчаются на брань, изощряют язык свой, как змеи; яд аспида под
устами их
(Пс. 139,4).
Вся человеческая история состоит из мифов, легенд и сказок.
Одни из них появились в седой древности, другие - недавно, третьи складываются
прямо на глазах наших изумленных и растерянных современников. Мифу об Иоанне
Грозном четыреста лет. Четыре столетия его заботливо взращивали на почве страха
и ненависти, предательств и подлогов, пока он не покорил весь мир. В школьных
учебниках и в исторических трактатах уважаемых исследователей миф приобрел вид
очевидной истины. Не знать его - стыдно, не соглашаться с ним - невозможно. Еще
на школьной скамье мы узнали, каким деспотом был Иоанн и какими кровавыми
преступлениями он вписал свое имя в историю. Казни невинных людей, разгром
вольнолюбивого Новгорода, убийство собственного сына...
Но даже если все преступления, приписываемые Иоанну
историками, были им совершены в действительности, чем же он выделялся среди
правителей XVI века? Нравы тогда были суровые. Валишевский обращает внимание на
то, что происходило в Западной Европе: "Ужасы Красной площади покажутся
вам превзойденными. Повешенные и сожженные люди, обрубки рук и ног,
раздавленные между блоками... Все это делалось среди бела дня и никого это ни
удивляло, ни поражало"[11]. [Это
свидетельство очень ценно тем, что его делает чуждый России и по происхождению,
и по духу иностранец, который, не питая особой любви к русскому народу и к Царю
Иоанну Грозному старается «занять сторону истины».[12]]
Католический кардинал Ипполит д'Эсте приказал в своем
присутствии вырвать глаза родному брату Джулио. Шведский король Эрик XIV казнил
в 1520 г. в Стокгольме 94 сенатора и епископа. Герцог Альба уничтожил при
взятии Антверпена 8.000 и в Гарлеме 20.000 человек.
В 1572 г. во время Варфоломеевской ночи во Франции перебито
свыше 30 000 протестантов[13]. В
Англии за первую половину XVI века было повешено только за бродяжничество
70.000 человек[14]. В
той же "цивилизованной" Англии, когда возраст короля или время
его правления были кратны числу "7", происходили ритуальные
человеческие жертвоприношения: невинные люди своей смертью должны были,
якобы, искупить[15] вину
королевства[16]. В Германии, при
подавлении крестьянского восстания 1525 г. казнили более 100.000 человек[17]. Хагенбах, правитель Эльзаса,
устроил праздник, на котором приглашенные мужчины должны были узнать своих жен,
раздетых донага и с лицами, закрытыми вуалью. Тех, кто ошибался, сбрасывали с
высокой лестницы[18].
И таких примеров множество. Но символом деспотизма сделали
[слуги сатаны – жиды (явные) и воры законной власти Богопомазанника[19] (неявные слуги сатаны)] Грозного,
чьи "преступления" были рождены буйной фантазией его [духовных
и] политических противников. Причем острие обвинений направлено не
только на личность Царя; но также на Россию и русских. По поводу
московского пожара англичанин Д. Горсей пишет: "Бог покарал этих жалких
людей, погрязших в своих вожделениях и ничтожестве, вопиющих содомских грехах;
заставил их справедливо быть наказанными и терпеть тиранию столь кровавого
правителя"[20].
Циничная удовлетворенность смертью десятков тысяч русских людей слышна в каждом
слове.
Чем заслужила Россия такую ненависть Запада? Иван Ильин,
долгие годы проживший в Европе, показал сущность отношений европейцев к России:
"Западные народы боятся нашего числа, нашего пространства, нашего
единства, пашей возрастающей мощи (пока она действительно вырастает), нашего
душевно-духовного уклада, нашей веры и Церкви, нашего хозяйства и нашей армии.
Они боятся нас: и для самоуспокоения внушают себе... что русский народ есть
народ варварский, тупой, ничтожный, привыкший к рабству и деспотизму, к бесправию
и жестокости; что религиозность его состоит из суеверия и пустых обрядов...
Европейцам нужна дурная Россия: варварская, чтобы
"цивилизовать" ее по-своему: угрожающая своими размерами, чтобы ее
можно было расчленить; завоевательная, чтобы организовать коалицию против нее;
реакционная, религиозно-разлагающая, чтобы вломиться в нее с проповедью
реформации или католицизма; хозяйственно-несостоятельная, чтобы претендовать на
ее "неиспользованные" пространства, на ее сырье или, по крайней мере,
на выгодные торговые договора или концессии"[21].
Как говориться, ни добавить, ни отнять. [Но можно сказать короче: “Русский
богоносный народ; страну (Россию), в которой живет этот народ Божий
и, особенного, Богопомазанника, ненавидят все те, в ком
нет Духа Божьего. Ибо Богопомазанник, выполняя волю Бога,
пасет народ Божий, Иакова, и наследие Божее, Израиля –
земную Церковь Христову (Пс. 77,71) и тем готовит в своем
царстве подданных Царю Царства Небесного. Ненавидящие Россию и ее Царей, в
основном, проживают за пределами Российской Империи, но и в самой России,
особенно ныне, имеются и засланные иноплеменники, и собственные предатели. К
великому сожалению, огромное количество их носит рясы Священнослужителей
Истинного Бога!”]
Такое отношение к нашей стране сформировалось именно во
время правления Иоанна IV. До конца XV века Россия находилась на положении
золотоордынского протектората. На Западе с ней могли не считаться. Но в 1480 г. Русь поднялась с колен, а при Грозном расправила плечи от Балтики до Сибири.
При вступлении на престол Иоанн унаследовал 2,8 млн. кв. км,
а в результате его правления территория государства увеличилась почти вдвое -
до 5.4 млн. кв. км - чуть больше, чем вся остальная Европа. За то же время
население выросло на 30-50% и составило 10-12 млн. человек[22].
В 1547 г. Грозный венчался на царство и принял титул Царя, равнозначный
императорскому. Такое положение дел было узаконено Вселенским патриархом и
другими иерархами Восточной Церкви, видевшими в Иоанне единственного
защитника Православной Веры.
[Именно это является наиглавнейшей причиной ненависти
к Святому Благоверному[23]
Царю Иоанну Грозному как внешних врагов Православной Веры, так и внутренних.
Всем известно, что внутренние враги всегда коварнее и вероломнее, а
значит намного опаснее! Например, внешний недруг России, русского народа и
его Богопомазанников историк польского происхождения К. Валишевский, является
более объективным, чем русские именитые историки; труды иноверца Валишевского
являются менее опасными для богоносного русского народа, чем "деяния православного"
Архиерейского собора Московской патриархии 2004 года. И тем не менее, эти
деяния очень полезны и своевременны, если их рассматривать как попущение Бога
для определения верных Своих (это те, кто смог увидеть в них и отвергнуть ложь
и клевету на первого русского Царя-Богопомазанника Святого христолюбивого
Иоанна Грозного) и тех, кто к верным пока не относятся. Кроме того, этот
документ укажет на тех, кого Царь-победитель удалит с занимаемых кафедр, ибо
они, подписавшись под этими деяниями, способствовали расхищению стада Христова
и подданных Царя-победителя.
Во времена царствования Святого Благоверного Царя Иоанна
Грозного] неожиданно для Запада возникла великая православная держава, мешавшая
установлению в мире гегемонии европейских государств. Американский историограф
Р. Пайпс дипломатично выразил суть возникшего противоречия так: "Мышлению
русских Царей была чужда выработанная на Западе в XVII в. идея международной
системы государств и сопутствующего ей равновесия сил"[24].
Разумеется, Иоанн никак не мог согласиться с мировой
системой, при которой Россия должна была отдать Северо-запад Польше и Швеции,
Поволжье - Турции, ввести на остальной территории власть императора Священной
Римской империи германского народа и подчинить Русскую Православную Церковь
папскому престолу. Именно такую цель поставила перед собой Европа в XVI веке и
почти добилась своего в Смутное время. Грозный активно
противодействовал европейской политике[, отстаивая интересы богоносного
русского народа], что сделало его [Святым угодником Божьим
и] врагом №1 "цивилизованного мира" и
вызвало интервенцию против России, продолжавшуюся всю вторую половину XVI и
начало XVII века. В ней приняли участие Польша. Литва, Швеция, Ливония, Турция,
Крым. Дания, Германия. Франция, Валахия. Венгрия: кто деньгами, кто наемниками,
кто дипломатическими интригами. Вдохновителем коалиции был католический Рим.
[Если посмотреть чуть поглубже, то католический кривоверный Рим, так же как и
нынешние Архиереи московской патриархии, являлся и являются инструментом в
руках сил духа, противного Духу Христа.]
Тогда же появились и стали широко распространяться в Европе
многочисленные клеветнические памфлеты на русского Царя и на русский народ.
[Обратите внимание, клеветнические памфлеты появились на Богопомазанника
и богоносный русский народ. О памфлетах на боярство, которое борется за
свое самоуправство в своих вотчинах и пытается украсть власть у
Помазанника Божьего, история умалчивает.] С. Ф. Платонов писал:
"Выступление Грозного в борьбе за Балтийское поморье, появление русских
войск у Рижского и Финского заливов и наемных московских каперов на Балтийском
морс поразило среднюю Европу. В Германии "московиты" представлялись
страшным врагом; опасность их нашествия расписывалась не только в официальных
сношениях властей, но и в обширной летучей литературе листовок и брошюр.
Принимались меры к тому, чтобы не допустить ни московитов к морю, ни европейцев
в Москву и, разобщив Москву с центрами европейской культуры, воспрепятствовать
ее политическому усилению. В этой агитации против Москвы и Грозного
измышлялось много недостоверного [и откровенной лжи] о
московских нравах и деспотизме Грозного. И серьезный историк должен
всегда иметь в виду опасность повторить политическую клевету,
принять ее за объективный исторический источник"[25].
["Подвижники" Архиерейского сборища 2004 года ни к серьезным
историкам, ни к православным христианам, которые обязаны чтить усопших Царей и
исповедовать догмат Царской Власти, не относятся. А потому, не внимая совету
серьезного историка, повторяют и размножают клевету на Богопомазанника,
Святого Благоверного Царя Грозного. Эти "герои" забыли
предупреждение апостола Петра: Бог нелицеприятен (Деян. 10,34).
Ведь слова этого апостола и к ним относятся: если вы называете Отцем
Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом
проводите время странствования вашего (1Петр. 1,17).]
Поэтому нет ничего удивительного в том, что сочинения
того [и нынешнего] времени о России и Иоанне Грозном заполнены
несуразностями и ложью, фактографическими ошибками и неверными датировками.
Творцами мифа о "тиране" на русском престоле были такие одиозные
личности, как изменник Курбский, инспирировавший вторжение на
Русь 70.000 поляков и 60.000 татар; протестантский пастор
Одерборн и католик Гуаньино, написавшие свои пасквили далеко
от места событий - в Польше и в Германии; папский нунций А.
Поссевин, организатор польской агрессии против России; имперский шпион
Штаден, советовавший императору Рудольфу, как лучше захватывать русские города
и монастыри; ливонские ренегаты Таубе и Крузе, предавшие всех,
кому служили; английский авантюрист Д. Горсей, которому совесть
заменял кошелек с деньгами. Но все же, каждый из них был современником описываемых
событий и имел причины ненавидеть Царя и клеветать на него.
Интереснее [и печально!] то, что клевету
охотно подхватили люди науки, которым, казалось бы, незачем очернять
Иоанна. Начиная с Карамзина, сочинившего вместо Истории России очередной
сентиментальный роман, в историографии, по словам академика Веселовского,
"начался разброд, претенциозная погоня за эффектными широкими обобщениями,
недооценка или просто неуважение к фактической стороне исторических
событий"[26].
Созвучен предыдущему отзыв Н. К. Михайловского: "Наша литература об
Иване Грозном представляет иногда удивительные курьезы. Солидные
историки, отличающиеся в других случаях чрезвычайной осмотрительностью, на
этом пункте делают решительные выводы, не только не справляясь с фактами, им
самим хорошо известными, а... даже прямо вопреки им: умные, богатые
знанием и опытом люди вступают в открытое противоречие с самыми
элементарными показаниями здравого смысла; люди, привыкшие обращаться с
историческими документами, видят в памятниках то, чего там днем с огнем найти
нельзя, и отрицают то, что явственно прописано черными буквами по белому
полю"[27].
[Но на много печальнее то, что нынешние Священноначальники
(начальники только над Священниками своей епархии в богослужебных
вопросах, а не Священные начальники!) вступают в открытое противоречие с
догматами учения Церкви, что показывает на отсутствие элементарного понимания
ими своих обязанностей и на отсутствие у них страха Божьего! Их даже не смущает
неприкрытая радость "сванидз", которые беседуют с "героями"
духовного преступления с единственной целью: в очередной раз поглумиться над
Богопомазанником, над правой верой, над богоносным русским народом, над
самими "православными" Архиереями!]
Просто поражает сознательная клевета некоторых современных
историков на Иоанна. Например, Кобрин, "исследуя" количество жертв
"новгородского погрома", пишет о 10 000 тел, найденных в братской
могиле и намекает, что погибших было еще больше[28]!
Но у Карамзина ясно говорится, что это были погибшие от чумы и сопутствовавшего
ей голода! Более того, они умерли после отъезда Иоанна из Новгорода. Царь
оставил город 12 февраля, а захороненные в этой могиле скончались весной и
летом[29]. [Обращаем внимание, даже
горе-историк, который постоянно хулит Царя в силу своего масонского прошлого, и
тот говорит о погибших «от чумы и сопутствующего ей (чуме) голода»!]
Но если очистить царствование Грозного от клеветы и
домыслов, то эпоха Иоанна IV предстанет в своем истинном свете: как
время создания могучей Великорусской Православной Империи и той национальной
идеи, которая на протяжении четырехсот лет объединяла и вдохновляла русский
народ. Народ это сознавал, и не просто "терпел" Иоанна, но
восхищался им и любил его. Ни про какого другого Царя не сложено народом
столько песен и сказок. До 1917 г. на могилу Иоанна в Кремле приходили
простые русские люди просить помощи в делах, требующих справедливого
суда[30]. Нация
видела в Царе Иоанне Грозном "выразителя народного единства и символ
национальной независимости"[31]
[обращаем внимание, нация, а не отребье нации!], что свидетельствует о
истинно демократическом характере его власти. В то же время, как Самодержец, Иоанн
получил власть от Бога и потому не зависел ни от каких авторитетов и
политических сил в стране и действовал в общенациональных интересах
[и в интересах укрепления Веры Православной в русском народе], ибо
других у Самодержавного Монарха быть не могло. Россия была его отчим домом,
и он был в этом доме хозяин, а не временный гость: слуга Богу, Отец народу,
милосердный к врагам личным и Грозный к врагам Отечества.
[Потому-то враги Богу, враги богоносному русскому народу,
враги Отечеству так ненавидели и ненавидят Святого Благоверного Царя Иоанна IV
Васильевича Грозного! Ибо для них он был и есть ГРОЗА гнева Божьего!
"Герои" Архиерейского сборища 2004 года считают себя Церковью, а не
понимают что по одиннадцатому анафематствованию они все вне Церкви Христовой.
Посудите сами, могут ли находиться в Церкви те, кто клевещут и хулят
Богопомазанника громогласно (по российскому каналу ТV), если одиннадцатое
анафематствование, которое все православные христиане (и Архиереи в том
числе) должны читать во всех церквях в Неделю Торжества Православия, звучит
так: «Помышляющым[32], яко православнiи
Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божiю
благоволенiю[33], и
при помазанiи дарованiя Святаго Духа к прохожденiю великаго сего званiя
в них не изливается[34]; и
тако дерзающим противу их на бунт и измену, анафема, трижды.»[35]]
Повторяя домыслы Курбского, историки наперебой старались
показать, что Грозный уже в детстве отличался патологической жестокостью: мучил
животных, избивал людей, насиловал женщин прямо на улицах Москвы.[36]. По словам Кобрина, свой
первый смертный приговор Иоанн вынес в 13 лет. Историк приводит рассказ из
официальной московской летописи о том, как юный государь приказал схватить и
убить князя А. М. Шуйского. Не преминул Кобрин попутно оскорбить летописца за
"подхалимский восторг", с которым тот сообщает, как после казни
"начали бояре боятися, от Государя страх иметь и послушание..."[37]. Видимо, ученому просто не
приходит в голову мысль, что летописец радуется искренне. Чему? А тому, что
"на Руси произошла перемена. Если не изменилось правление, то
изменился Государь"[38]. В
чем заключалась перемена Государя и как она могла радовать подданных, если
привела к казни Шуйского и страху среди бояр? Ответив на этот вопрос, мы найдем
ключ к характеру взаимоотношений Грозного с народом.
В 1538 г. была отравлена мать Иоанна, Елена Глинская.
Восьмилетний мальчик осиротел. Началось "боярское царство",
которое [как и должно быть!] принесло и державе, и простому народу неисчислимые
бедствия. С 1538 по 1543 год Москва была местом насилий и
кровопролития. Много лет проработавший в России итальянский архитектор Фрязин,
бежав за рубеж, рассказал, что бояре делают жизнь в московской земле совершенно
невыносимой. В политической жизни царили заговоры и перевороты. Только
ожесточенная борьба между боярами Шуйскими (Рюриковичами) и Бельскими
(Гедиминовичами) спасла ребенка на троне и сохранила в целости его владения.
[Так может показаться на первый (внешний) взгляд. Преподобный Серафим
пророчествовал о будущем Царе-победителе: «Государя …сохранит Господь
невидимою десницею Своею»[39].
Точно так же Господь хранит всех Своих Помазанников, в том числе и Святого Царя
Иоанна!]
До 1540 г. страной фактически управлял И. В. Шуйский. При
нем решения Боярской Думы, в которой он безраздельно господствовал, стали
законодательно равны Царским указам. Правление Шуйских отличалось
хищениями и беспорядками. Наместники временщика в городах и весях вели себя
"как лютые звери". Посады пустели, кто мог - спасался бегством.
Беглый парод сбивался в разбойничьи шайки по всем центральным уездам страны.
Южным границам угрожали татары и турки, северо-западу - Литва и Швеция. Государство
стояло на грани гибели.
Спасая державу от разорения, часть сторонников
Шуйских совместно с митрополитом перешли на сторону противной партии. В 1540 г.
к власти пришли Бельские. Новое правительство укрепило государственную
власть и отразило нападение внешних врагов. После кадровой чистки были
отправлены в отставку особо непопулярные наместники городов и среди них
"один из самых ненавистных Пскову наместников" - Андрей Шуйский. Тяжелая
рука государства пришлась не по вкусу удельным князьям. Шуйские встали во
главе заговора и в январе 1542 г. подняли мятеж одновременно в Москве и в
Новгороде - двух крупнейших юродах страны. Двенадцатилетний Иоанн был в ужасе,
опасаясь за свою жизнь. Шуйские, опьяненные торжеством победы, потеряли всякую
меру. Разыгрывая роль полновластных хозяев, они расхищали казну,
обзавелись золотою посудой, раздавали своим приверженцам чины, награды и
вотчины. Унижая мальчика, Иван Шуйский клал на постель его покойного отца ноги
в грязных сапогах. Впоследствии Иоанн вспоминал, что в то время он часто не
имел самого необходимого: одежды и пищи.[40]
Если так приходилось Царю, то каково же было его подданным? Понятно, что
летописец искренне радовался тому, как вошедший в возраст Иоанн "переменился"
и смог пресечь боярский беспредел и умерить аппетиты всесильных
вельмож.
Верные государю придворные давно призывали покончить с
беспринципными временщиками, но мальчику было трудно разобраться в политической
игре, ведущейся вокруг, и он опасался вступить в нее. Чашу терпения переполнили
избиение и арест его друга и наставника Ф.С. Воронцова только за то, что
"великий государь его жалует и бережет". Лишь слезы мальчика и
заступничество митрополита спасли Воронцова от смерти. После этого Иоанн
решился и 29 декабря 1543 г. отдал приказ об аресте "первосоветника"
Андрея Шуйского, вождя стоящей у власти партии удельных князей. Но историки
безосновательно обвиняют государя в расправе над Шуйским без суда и следствия. Он
не приказывал казнить временщика. Источники свидетельствуют о том, что виноваты
"переусердствовавшие" слуги.[41]
[Мы, конечно, с Вами понимаем, что мерзавцев необходимо уничтожать сразу, как
представилась возможность, особенно, если есть вероятность возвращения их к власти.
Вот они-то никого жалеть не будут! Ибо мерзавец он и есть мерзавец!]
Желая угодить Царю [и не без основания, опасаясь за свою
жизнь, если во время не уничтожить мразь!], они задушили ненавистного всем
боярина вместо того, чтобы отправить его в темницу. Вероятнее всего, что
негласный приказ об убийстве втайне от Иоанна отдал кто-то из пришедшей к
власти группировки Воронцова. Едва ли смерть Шуйского может служить примером
"врожденной жестокости" юного государя: боярина настигло справедливое
возмездие за все беззакония, совершенные во время его правления. Показательно
и то, что больше не было жертв ни из клана Шуйских, ни из их многочисленных
сторонников.
События 1543 г. не означали конец боярского царства.
Тринадцатилетний Иоанн еще не мог править самостоятельно, но уже мог выбирать
себе наставников. К власти пришла группировка старомосковских бояр, во главе
которой стоял милый сердцу мальчика боярин Воронцов. Новое правительство
проводило политику укрепления государственной власти и защиты национальных
интересов, что шло вразрез со стремлением высшей аристократии расширять свои
привилегии в ущерб государству и народу. Партия удельных князей не могла смириться
с тем, что ее оттеснили от трона, и в 1546 г. произошло событие, которое можно
оценить как ответный удар оппозиции. Впрочем, Андрей Курбский, а вслед за ним и
позднейшие историки преподносят этот эпизод как еще один пример
"деспотических наклонностей" Иоанна. Насколько можно верить
первоисточнику? Сам князь Курбский всегда был активным участником
оппозиционного движения. Стремясь представить себя в наиболее выгодном
свете и оклеветать Грозного, он не стесняется искажать факты и сочинять
измышления. Его мифотворчество не заслуживает с точки зрения
современных исследователей никакого доверия.[42]
Однако большинство российских историков ХIХ и XX веков почти дословно
воспроизводили в своих трудах версию Курбского.
Костомаров так описал этот случай: "Однажды, когда
четырнадцатилетний Иван (в действительности, ему было без трех месяцев 16 лет;
дата рождения Царя хорошо известна, Костомаров не мог не знать ее и,
следовательно, специально исказил данный факт - авт.) выехал на охоту, к нему
явились 50 новгородских пищальников, жаловаться на наместников. Ивану стало
досадно, что они прерывают его забаву; он приказал своим дворянам прогнать их,
но когда дворяне принялись их бить, пищальники принялись давать им сдачи и
несколько человек легло на месте"[43].
Картина создана красноречивая: так и представляешь себе юного плейбоя,
развалившегося на травке в тени роскошного шатра. Перед ним усталые, запыленные
люди, прошедшие 600 верст, чтобы смиренно просить справедливости. Но они
нарушили государеву забаву, и рассвирепевший деспот решил поразвлечься иначе:
приказывает избивать несчастных. Кого-то забили до смерти, но это, наверно,
только повеселило Грозного?
То же происшествие в изложении Валишевского имеет небольшие,
но важные отличия: "В мае 1546 г., когда Царь охотился близь Коломны,
ему внезапно преградил путь вооруженный (выделено мной - авт.) отряд
новгородских пищальников, явившихся с жалобой на наместника. Не понимая ничего
в этих делах, Иван приказал прогнать новгородцев. Произошла свалка, раздалось
даже несколько выстрелов. Юный Царь остался невредим, но очень испугался.
Провели расследование, был казнен Ф.С. Воронцов и его двоюродный брат. Другие
соучастники мнимого заговора подверглись ссылке"[44].
Согласитесь, что хотя Иоанн выглядит здесь неприглядно, но акценты расставлены
несколько иначе, чем у Костомарова? Челобитчики из далекого Новгорода пришли на
прием к Государю в полном вооружении. Верх наивности думать, что их пропустят с
ружьями на аудиенцию. Или они пришли вовсе не за справедливостью? К тому же и
путь Иоанну они "преграждают внезапно". Может быть, юноша
"ничего не понимает в этих делах", но когда на твоем пути неожиданно
встают 50 вооруженных мужчин, не трудно догадаться, что здесь не все чисто. Иоанн
всегда отличался сообразительностью и потому тут же приказал прогнать
странных "челобитчиков". Произошла свалка. Почему? Если бы пищальники
удалились сразу, все было бы тихо. Следовательно, они отказались выполнить
приказ государя и вступили в перестрелку с дворянами. Из упоминания о том, что
Иоанн остался невредим, видна угрожавшая ему опасность. Об этом же
свидетельствует и испуг юноши. И, наконец, звучит слово "заговор".
Валишевский может считать его мнимым, но взгляните на факты непредвзято.
К тому же, существует еще одна версия происшедшего. Кобрин
сообщает, что Иоанн прибыл под Коломну не ради забавы, а во главе войска,
собранного для отпора татарскому набегу. В связи с этим становится ясен смысл
"ошибки" Костомарова: четырнадцатилетний мальчик вряд ли мог
отправиться на войну, а вот для шестнадцатилетнего юноши боевой поход был тогда
в порядке вещей. Новгородцы, по Кобрину, просят не об избавлении от
ненавистного наместника, а "пришли с какими-то жалобами". Поведение
Грозного более мягкое: он "приказал им через своих посланников удалиться".
В ответ на это пищальники, воинские люди, участвующие в походе, ослушались
приказа и вступили в перестрелку с придворными. Потери составили по
пять-шесть человек с каждой стороны.[45]
Эта картина в корне отличается от описанного Костомаровым
"случая на охоте". Вместо юнца, забавляющегося избиением невинных
подданных, мы видим главу государства, адекватно реагирующего на
попытку вооруженного мятежа. И как бы не желали некоторые историки
вслед за Курбским в очередной раз обвинить Грозного в жестокости, факт остается
фактом: "тиран" пощадил непосредственных участников
покушения на его жизнь.[46]
Но это не соответствовало стремлениям организаторов
провокации. Они потребовали провести "расследование". Главой
следствия назначили дьяка В. Захарова, но он был простым исполнителем. За его
спиной стоял Алексей Адашев[47], тесно
связанный с князем Курбским и группировкой удельных князей.[48]
Курбский же, в свою очередь, - близкий друг князя Владимира Старицкого,
двоюродного брата Грозного, неоднократно пытавшегося захватить Царский
престол. Итак, круг замкнулся: мятеж, который Курбский использует для
клеветы на Иоанна, оказался творением его рук. Курбский и его пособники, как
искусные кукловоды, управляли из-за ширмы ходом событий. Неизвестно, желали они
смерти Государя или только падения правительства, но последняя цель была ими
достигнута. В заговоре обвинили государева любимца, преданного Царю Ф.
Воронцова и его родственника И. Кубенкова. Иоанн, как тяжело ему это ни было,
подчинился закону и утвердил приговор суда, не подозревая об истинной подоплеке
дела. Невинные были казнены, а Курбский, заметая следы, создал байку о
"случае на охоте".
Расчистив место у трона, подлинные заговорщики не смогли
воспользоваться плодами своих неправедных трудов. Оставшись без наставника и
советников, Иоанн решил довериться родственникам и приблизил к себе членов
семейства Глинских: бабку Анну и дядьев Михаила и Юрия. Они не имели глубоких
корней в Москве, и все свои силы направили на укрепление личного положения.
Иоанн был гарантом их присутствия в высшем эшелоне власти и Глинские делали
все, чтобы поднять авторитет Государя. В этом они получили поддержку
митрополита Макария. 16 января 1547 года состоялось венчание на царство
шестнадцатилетнего Государя. "Чин венчания Иоанна IV на царство не сильно
отличался от того, как венчались его предшественники. И все же воцарение
Грозного стало переломным моментом... Дело в том, что Грозный стал первым
Помазанником Божиим на русском престоле. [А русский народ с этого времени стал
народом Божьим и тексты всего Священного Писания (и Ветхого, и Нового) стали
непосредственно касаться русских, ибо Библия написана и сохранена для народа
Божьего и о народе Божьем!]
Несколько редакций дошедшего до нас подробного описания чина
его венчания не оставляют сомнений: Иоанн IV Васильевич стал первым русским
Государем, при венчании которого на царство над ним было совершено церковное
Таинство Миропомазания"[49].
Значение этого события трудно переоценить. В этот день Иоанн стал преемником
византийских Императоров [Богопомазанником, русский народ – народом
Божьим], а Москва - Третьим Римом, столицей великой православной Империи.
Через две недели Царь, подчеркивая свое совершеннолетие, женится на Анастасии Романовой
и находит опору в ее родне. Но реальной властью в полной мере Иоанн еще не
обладал. Популярность правительства Глинских падала с каждым днем. Этому
способствовало не только неумелое правление Царской родни, но и незримая
деятельность княжеской оппозиции.
Понимая недоверие Царя, представители высшей аристократии
решили поставить у трона незнатного Адашева и Священника Сильвестра. Оба
они были в "великой любви"[50]
и "дружбе"[51] у
Старицкого князя Владимира Андреевича, более 20 лет возглавлявшего боярскую
партию [антигосударственную, за самоволие бояр в своих уделах!]. Адашев и
Сильвестр поддерживали особые отношения с князем Курбским.[52]
Пользуясь этими ставленниками, удельные князья могли влиять на государственную
политику, оставаясь в тени.
Для претворения этих планов в жизнь было подготовлено
очередное "народное возмущение". Весной 1547 года столица напоминала
пороховую бочку в прямом и переносном смысле: в кремлевских башнях сложили
огромные запасы "пушечного зелья", а на московских посадах толпилось
невиданное раньше количество разоренного и разбойного люда.[53]
С апреля то тут, то там в городе вспыхивали пожары, собирались толпы
недовольных. 21 июня на Воздвиженке начался пожар, названный впоследствии
"Великим". За 10 часов выгорело 25 000 дворов, взорвались кремлевские
стены. Погибло от 1700 до 3700 человек.[54]
И сразу же поползли слухи, что город подожгли Глинские с помощью колдовства.
Это была работа заговорщиков: Царского духовника Ф. Бармина, князя
Скопина-Шуйского, боярина И. П. Федорова-Челяднина, князя Ю.
Темкина-Ростовского, Ф.М. Нагого и Г.Ю. Захарьина.[55]
На заседании Думы 23 июня они открыто обвинили Царскую родню в поджоге. Царь
удивился, но поручил создать комиссию для расследования дела. Сами же
заговорщики и возглавили следствие. Не мудрствуя лукаво, они собрали на
кремлевской площади вече и спросили народ: кто жег столицу? Наемники в толпе
закричали: "Глинские!". Этого "доказательства" оказалось
достаточно, судьба Глинских была решена. Неосторожно пришедший на вече Юрий
Глинский пытался укрыться в Успенском соборе, но его выволокли оттуда и
"всем миром" забили камнями на площади. Начался направляемый незримой
рукой погром. Разгромили дворы Глинских и их людей, перебили ополченцев из
Северской земли, на которых Глинские пытались опереться в борьбе за власть. Из
ссылки были вызваны одиозные Шуйские. Уже одно это говорило о том, кто стоял за
беспорядками.
Царь, справедливо опасаясь за свою жизнь, выехал 26 июня в
загородный дворец. Два дня город оставался во власти мятежников. Заговорщики
пустили новый слух о том, что Глинские вызвали к Москве крымцев. Бунтовщиков
вооружили, но, как оказалось, не для отпора татарам: 29 июня они двинулись к
селу Воробьеву, где находился Царь. Во главе толпы шел городской палач.[56] Окружив дворец, мятежники
потребовали выдачи Анны и Михаила Глинских. Шуйские советовали Царю
выполнить все требования толпы, но Иоанн проявил твердость характера и
порядок был восстановлен. Карамзин утверждает, что бунтовщики были
разогнаны выстрелами.[57]
Однако, более достоверна другая версия; бояре-заговорщики, державшие мятеж
"под контролем", без труда убедили толпу разойтись. "Поддавшись
уговорам Царского окружения, черные люди ни с чем отправились восвояси"[58]. Наступило спокойствие и...
новое боярское правление. Карамзин считал, что "истинные виновники бунта,
подстрекатели черни, князь Скопин-Шуйский с клевретами обманулись, если имели
надежду, свергнув Глинских, овладеть Царем"[59].
Но список членов "Избранной Рады" недвусмысленно свидетельствует о
победе удельно-княжеской партии: кроме Адашева и Сильвестра в нее вошли
представители только самых аристократических фамилий страны.[60]
Продолжение см. на стедующей странице
“Христос Воскресе! Не теряйте Пасхальную радость!”»[441]
27[442] сентября, 13 октября-29 ноября,4[443]-7 декабря 2004, 13 января
2005
Петроград
Роман Сергиев
ПРИЛОЖЕНИЯ
Спаси, Господи, люди
Твоя, и благослови достояние Твое, победы БлаговерНОМУ ГОСУДАРЮ и Отцу
нашему (егоже имя Ты, Господи, веси)[444]
на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
(Первое прошение) Помяни,
Господи Иисусе Христе Боже наш, милости и щедроты Твоя от века сущыя, ихже ради
и вочеловечился еси, и распятие и смерть, спасения ради право в Тя
верующих, претерпети изволил еси: и воскрес из мертвых, вознеслся еси
на небеса, и седиши одесную Бога Отца, и призираеши на смиренныя мольбы ...
(второе
прошение)
Спаси, Господи, и помилуй БлаговерНАГО ГОСУДАРЯ и Отца нашего, избранного
Тобою рода Романовых, (егоже имя, Ты, Господи, веси)[445] и покори под нозе Его всякаго
врага и супостата, и глаголи мирная и благая в сердце Его о Церкви Твоей
Святей и о всех людех Твоих: да и мы, в тишине их, тихое и безмолвное житие
поживем в правоверии, и во всяком благочестии и чистоте.
(последнее прошение) Мерзкое и
богохульное жидовское иго испровержи, державу Русскую избранному Твоему и Царю
нашему предаждь, темже правоверие утверди и воздвигни рог христианский и
низпосли на нас милости Твоя богатыя.
Помяни, Господи, от
жития сего отшедшия правоверныя Цари и Царицы, Благоверныя Князи и
Княгини, Святейшия патриархи, преоСвященныя митрополиты, архиепископы и
епископы православныя, во иерейском же и иноческом чине и причте церковном,
Тебе послужившия, и в вечных Твоих селениях со Святыми упокой.
Святый Царю-искупителю Никóлае, спасый от соборныя
смерти Россию, моли Христа Бога и нашим душáм спастися. Аминь.
О, великий молитвенниче и кормчий Святыя Руси, отрасль
благодатная богоизбранного корня, христолюбивый боговенчанный
Благоверный Царю Иоанне! Ты, Дом ПреСвятой Богородицы и Веру
православную сохранивый и укрепивый; Русь Святую объединивый; ересь
жидовствующих поразивый; бесов во плоти, сиречь жидов поганых, изгнавый; измену
искоренивый; агарян, папежников и язычников победивый и ко Христу их обративый;
народ русский просветивый и ко спасению наставивый; грады, веси,
Святые обители, храмы созидавый; духовную рать и православное воинство вокруг
себя собравый и на сопротивныя подвигнувый. Возстани на помощь нам, призри на
погибшую Русь и народ твой, услыши грешных рабов, молящихся тебе, и умоли
Христа Бога и Пречистую Богородицу, явившую тебе Свой Святый образ, явити
Царя Самодержавнаго, аки же ты был еси, Иоанне, Русь Святую из
мертвых воскресити и воинство православное возсоздати; Церковь от
ересей, расколов и фарисейства очистити; от ига жидовскаго,
лютых безбожник, врагов видимых и невидимых избавити; народ Руси к
покаянию, безбожников к вере обратити; грехов прощение нам даровати и на всякую
добродетель наставити; Богу, Царю и Отечеству на земли послужити и спасение
получити, и в Небесное Царствие преселитися, идеже с тобою, Грозный Царю
Иоанне, и всеми Святыми прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и
во веки веков. Аминь.
Божиим изволением, а не мятежным человечества
хотением, на Царство Русское возшел еси и Христу Царю сослужил еси,
Иоанне Богомудре. Велией любовию Креста тщался еси люди на свет и истину
наставити; потщися и ныне да познаем Единаго Истиннаго Бога и Богом даннаго нам
Самодержавнаго Государя.
О, Святой угодниче Христов, великий молитвенниче,
православной Веры исповедниче, благодатный сосуд Святаго Духа, праведный
Николае! Моли Бога о нас, дабы и мы, Духом Святым научаемые, правое ведение
Бога и Его промысла обрели и в разум истины пришли. Умоли Бога, старче
Николае, да и нам послет Господь дар верности нелестны и любве нелицемерны к
Помазанникам Его. Упроси ПреСвятую Богородицу и нас, славящих тебя, одарить
Божией Благодатию, и над нами простереть Свой Покров Святый и нас утешить
благословением Своим. Проси нам у Святого Царя-искупителя Николая крепости
смиренно принять промысел Божий о нас; терпеливо нести сиротский
крест со вдовицей нашей матерью земною Церковью, пока Царя явит Господь; и
всегда благодарить Бога за все. Святой праведный угодниче
Николае, испроси Христа Спаса Вседержителя, за молитвы Пречистой Богородицы и
за жертву искупительную Царскую, воскресить из мертвых Русь Святую явлением
Царя-победителя. Дабы и нам достойно Богу, Царю и Отечеству земному
послужити и тем спасенными быти, и к тебе, Николае, в Небесное Царствие
преселитися, идеже с тобою и всеми Святыми прославим Отца и Сына и Святаго
Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Божественной Благодати преизрядный носителю, православныя
Веры исповедниче, любви Христовой сосуд неисчерпаемый, образ был еси
воздержания. На остров, аки в тихое пристанище, вселился еси, кротостию и
смирением Христа Единаго возлюбив, и ныне [с Царем-искупителем и всеми Святыми][446] ликовствуя, отче праведне
Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Псалом 19: Да услышит Тебя Господь в день
печали, да защитит Тебя имя Бога Иаковлева. Да пошлет Тебе
помощь из Святилища и с Сиона, да подкрепит Тебя. Да воспомянет все жертвоприношения
Твои и всесожжение Твое да соделает тучным. Да даст Тебе Господь по сердцу
Твоему и все намерения Твои да исполнит. Мы возрадуемся о спасении Твоем и во
имя Бога нашего поднимем знамя. Да исполнит Господь все прошения Твои.
Ныне познал я, что Господь спасает Помазанника Своего, отвечает Ему со Святых
небес Своих могуществом спасающей десницы Своей. Иные колесницами, иные конями,
а мы именем Господа Бога нашего хвалимся: они поколебались и
пали, а мы [с Царем] встали и стоим прямо.
Господи! спаси Царя и услышь нас, когда будем взывать к Тебе.
Псалом 20: Господи! силою Твоею веселится Царь и
о спасении Твоем безмерно радуется. Ты дал Ему, чего желало сердце Его, и
прошения уст Его не отринул, ибо Ты встретил Его благословениями благости, и Ты
возложил на голову Его венец из чистого золота. Он просил у Тебя жизни
[подданных своих]; Ты дал Ему долгоденствие [их] на
век и век. Велика слава Его в спасении Твоем; Ты возложил на Него
честь и величие. Ты положил на Него благословения на веки,
возвеселил Его радостью лица Твоего, ибо Царь уповает на Господа, и во
благости Всевышнего не поколеблется. Рука Твоя найдет
всех врагов Твоих, десница Твоя [Богопомазанник Твой через подданных
своих] найдет всех ненавидящих Тебя. Во время гнева Твоего Ты
сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своем Господь погубит
их, и пожрет их огонь. Ты [руками Царя и Твоим всемогуществом]
истребишь плод их с земли и семя их — из среды сынов
человеческих, ибо они предприняли против Тебя [Царя Небесного и Твоего
Помазанника земного] злое, составили замыслы, но не могли выполнить их. Ты
поставишь их целью, из луков Твоих пустишь стрелы в лице их.
Вознесись, Господи, силою Твоею [и истреблением врагов Твоих и врагов Царя нашего]:
мы будем воспевать и прославлять Твое могущество.
(второе прошение) Спаси,
Господи, и помилуй БлаговерНАГО ГОСУДАРЯ нашего (егоже имя, Ты, Господи,
веси)[447], и покори
под нозе Его всякаго врага и супостата, и глаголи мирная и благая в сердце
его о Церкви Твоей Святей и о всех людех Твоих: да и мы, в тишине их, тихое
и безмолвное житие поживем в правоверии, и во всяком благочестии и чистоте.
(третье прошение) Спаси,
Господи, и помилуй Святейшыя вселенския патриархи, и преоСвященныя митрополиты,
архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь
причет церковный, яже поставил еси пасти словесное Твое стадо, и
молитвами их помилуй и спаси мя грешнаго.
(последнее прошение) Мерзкое и
богохульное жидовское иго и агарянское царство вскоре испровержи и правоверному
Царю предаждь: правоверие же утверди и воздвигни рог христианский и
низпосли на нас милости Твоя богатыя.
Господи, Боже наш,
великий и многомилостивый! Во умилении сердец наших смиренно молимся Тебе: сохрани
под кровом Твоея благости от всякаго злаго обстояния БлаговерНАГО ГОСУДАРЯ и
Отца нашего, избранного Тобою рода Романовых, (егоже имя Ты,
Господи, веси)[449]: огради
его на всех путех Его Святыми Твоими ангелы, да ничтоже успеет враг на
Него, и сын беззакония не приложит озлобити Его: исполни Его долготою дней и
крепостию сил, да совершит вся во славу Твою и во благо людей своих.
Мы же, всеблагому Твоему промышлению о Нем радующеся, благословим и прославим
всеСвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
О Боже наш! Подаждь силы мне в день сей и вечно служить
Тебе, Государю и Отечеству.
Господи Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Твоего
Отца, Ты рекл еси пречистыми усты Твоими: яко без Мене не можете творити
ничегоже. Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою
реченная, припадаю Твоей благости: помози ми грешному сие дело, мною
начинаемо, о Тебе самом совершити, во имя Отца и Сына и Святаго
Духа. Аминь.
Господи! Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови мой труд
(чтение), чтоб он (оно) был(о) в прославление имени Твоего, в спасение души
моей, в помощь и наставление ближнему моему!
Господи, Иисусе Христе! Отверзи
очи мои сердечные услышати слово Твое, и разумети его, и творити волю Твою,
яко пришелец аз есмь на земли, не скрый от мене заповедей Твоих,
но отверзи очи мои, да уразумею чудеса от закона Твоего.
Скажи ми безвестная и тайная премудрости Твоея: на Тя уповаю, Боже мой, да
Ты просветиши ум мой и сердце мое светом разума Твоего, не токмо прочту
написаныя, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не в грех себе
Святых жития и словеса прочитал, но во обновление и просвещение, и в
спасение, и в наследие жизни вечныя. Ибо Ты, Господи, просвещение
лежащих во тьме, и от Тебе есть всякое даяние благо, и всяк дар совершен.
Аминь.
Господь Милосердый,
Ты предупреждаешь: Не всякий, говорящий Мне: "Господи!
Господи!", войдет в Царство Небесное, но лишь исполняющий волю Отца Моего
Небесного (Мф. 7,21). Я же, славя Твою Мудрость и Твое
Милосердие, прошу исцелить душу мою и научить мя творити волю Твою.
Слава Тебе, Господи, слава Тебе.