Князь
Н.Д. Жевахов. Воспоминания товарища Обер-Прокурора Святейшего Синода. Т2
(Новый Садъ. Королевство С.Х.С. 1928 г.)
1.
1918 год. 3
1.12. Украинский вопрос, его природа и история. 3
1.12.1. За «украинофильским» движением стоят жиды-людоеды.. 3
1.12.2. «Нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе Святая Русь!» 11
1.13. Гетман Павло Скоропадский. 15
|
Титульный лист второго тома Воспоминаний Н.Д. Жевахова
чтобы получить больший размер - нужно кликнуть мышью
|
Сегодня мы
продолжаем выборочно знакомиться со вторым томом книги Князя Н.Д. Жевахова “
Воспоминания …”. Первый том его воспоминаний можно скачать по адресу.
Второй же том в электроном виде найти очень трудно. Последние главы Второго тома
скачать можно здесь.
Издательство
“Царское Дело”
выпустило оба тома под одной обложкой. Вот что указывается в аннотации к этой
книге.
Воспоминания
товарища обер-прокурора Святейшего Синода князя Николая Давидовича Жевахова
(1874 - 1947?) – уникальный документ эпохи, в котором автор стремился максимально правдиво изобразить внутреннее
состояние Российской Империи во время Первой Мировой войны, в годы
страшного клятвопреступного бунта и кровавой революционной смуты начала XX
века.
Духовный
настрой автора, умение и желание видеть действие Промысла Божия не только в
личной жизни, но и в судьбе родного Отечества, – вот что отличает
воспоминания Н.Д. Жевахова от мемуаров других участников и свидетелей этих
трагических событий русской истории.
Книга
издана по благословению Высокопреосвященнейшего Вениамина, архиепископа
Владивостокского и Приморского.
В этой
книге князь Н.Д. Жевахов часто использует слова, корнем которых является слово
“жид”. В связи с этим в очередной раз обращаем Ваше внимание на то, что слово "жид" не имеет никакого отношения к национальности, но является
определением слуг сатаны, будучи словом, которое на церковно-славянском
языке используется в Священном Писании (в Евангелии от Иоанна (еврея по
национальности) и некоторых посланиях Апостола Павла (в прошлом бывшего
жидом-христоборцем)). Подробнее об этом читайте в новостном
сообщении от 04.01.2008.
Приводимые в книге сведения являются уникальными и о
членах синода, и о членах правительства, и о простых людях, и о ситуации в
России на кануне февральской "революции" 1917 года. И несмотря на то,
что не со всеми выводами и утверждениями князя Жевахова можно
согласиться, но Воспоминания князя Жевахова являются крайне полезными
для всех тех, кто хочет понять причину гибели Мощнейшей Российской
Империя в феврале-марте 1917 года и узнать ценнейшие сведения о событиях в
России и на фронтах Гражданской войны в марте 1917 г. – январе 1920 г. Очень
ценны наблюдения и размышления князя Жевахова (товарища Обер-Прокурора Святейшего
Синода) и о жизни Русской Церкви. Ибо их нам сообщает честный человек,
имевший страх Божий и ревновавший душу свою положить за Царя-Богопомазанника,
выполняя волю Божью.
Князь Николай Давыдович Жевахов опубликовал свои Воспоминания в 1923 и 1928 годах: после свержения Богом установленной власти Самодержца над Своим избранным Русским Народом и после разрушения Российской Империи. К этому времени часть русских людей стала приходить в разум, но даже таким верноподданным святого Царя Николая Второго, каким был князь Жевахов, Господь Бог многое не открывал. Ибо еще не пришло тогда время. Но какие удивительно точные выводы делает этот православный патриот и православный человек в начале двадцатых годов прошлого столетия. Слова к современности имеют самое прямое отношение, его уверенность в духовную силу Русского Народа, которая и приведет его к очищению от греха измены своему Богопомазаннику; его уверенность в том, что Россия будет помилована Богом, а потому Он вернет России Помазанника Своего, поражает и вдохновляет. И отец Николай (Гурьянов) обещал: “Царь грядет!”
В связи
с нездоровой суетой на Украине (точнее в Малороссии), думается будет полезно ознакомиться с воспоминаниями князя Николая Давидовича
Жевахова о начале "украинофильства", тем более его предки с середины 18-го века связали свою судьбу с Малороссий. О нем читай здесь.
Идея «самостийной Украины» – очень старая
идея и имеет свою историю, теснейшим образом связанную с историей многострадальной
Галицкой Руси, и доныне томящейся в чужой неволе.
|
"Славный гетьман Украины " "Богдан Хмельницкий". Худ. Л.Гриценко Портрет взят здесь
чтобы получить больший размер - нужно кликнуть мышью
|
С 1340 по 1772 год Галицкая Русь,
составляющая земли Владимира Святого, Ярослава, Романа и Даниила, находилась,
как известно, под польским владычеством, претерпевая величайшие страдания и
подвергаясь жестоким преследованиям за Православную веру. На протяжении веков
измученное гонениями и издевательствами православное население юго-западных
русских областей взывало о помощи, однако ни настойчивые представления русского
правительства, ни ходатайства русских послов в Варшаве, ни даже участие
королевской власти в Польше, находившейся под гнетом сейма, состоявшего из
магнатов и представителей высшего католического духовенства и иезуитов, ярых
гонителей Православия и горячих защитников унии, не достигали цели до тех пор,
пока не пало Польское королевство и земли Речи Посполитой были разделены между
Россией, Пруссией и Австрией. В результате Россия получила, по трем разделам
Польши, все свои прежние русские земли, кроме Галиции, какая, за
исключением только двух уездов, Тарнопольского и Сколатского, досталась
Австрии. Однако в 1815 году, после победоносных войн за избавление Европы от
ига Наполеона, и эти два уезда были присоединены, по Венскому конгрессу, к
Австрии, и население их, состоящее из одного миллиона жителей, воссоединенное с
Православием, было вновь насильственно обращено в унию.
Таким образом, многострадальная история
Галиции делится на два периода: первый, когда Галиция находилась под польским
владычеством, с 1340 по 1772 год, и второй, когда она очутилась под игом
Австрии, под которым пребывала вплоть до революции 1917 года, перемешавшей все
карты политической игры Европы, создавшей Польскую республику и целый ряд еще
не разрешенных политических проблем. Этого последнего периода я вовсе не буду
касаться, а остановлюсь лишь на двух предшествующих, с целью указать источник
происхождения «украинского» вопроса и объяснить природу «украинофильства».
Владычество Польши, продолжавшееся свыше
четырех столетий, оставило глубокий, неизгладимый след в жизни наших братьев по
крови, вере и языку и коренным образом изменило общественную и религиозную
жизнь Галицкой Руси.
Русская культура была заменена польскою,
повсюду введены польские обычаи и порядки и, конечно, в первую очередь польский
язык. Но особенный фанатизм проявило польское правительство в отношении
православной веры русских галичан. Ревностная пропаганда католичества сопровождалась
жестокими преследованиями православия. Соблазняемые теми выгодами и
преимуществами, которыми пользовалась польская шляхта, многие родовитые русские
фамилии, высшее духовенство и купечество теряли силу духа и воли и оставляли
веру своих отцов и дедов. Перенимая от Польши язык и культуру, они мало-помалу
ополячивались окончательно, и верными православию остались, по выражению
галичан, только «поп да хлоп», т.е. низшее духовенство и простой народ,
подвергавшиеся неслыханным мучениям, страданиям и гонениям.
С переходом Галиции под владычество
Австрии положение ни в чем не изменилось. Хотя Австрия и преследовала,
казалось, только политические цели, вызванные опасением близкого соседства
нескольких миллионов русского народа, граничившего с могущественной Российской
Империей, и усердно германизировала «королевство Галиции и Лодомерии», вводя
повсюду австрийское самоуправление и судопроизводство и обязательный немецкий
язык, отдавая галицкие земли немецким колонистам и пр., но в отношении
преследования православной веры галичан едва ли не превзошла даже Польшу.
В глазах Австрии уния являлась самым
верным, самым испытанным средством разобщения галичан с Россией, а этого было достаточно для того, чтобы
оправдать самые жестокие гонения на православную веру. Австрия, кроме того,
являлась самой послушной дочерью Ватикана, самым верным орудием папства и слепо осуществляла
директивы последнего, что рождало в этой области ее полное единомыслие с
Польшей, несмотря даже не то, что в сфере политической цели Австрии и Польши не
только не совпадали, а, наоборот, были резко противоположны.
Австрия стремилась к захвату всей южной
России и, расширяя
пределы Малороссии от Карпат и до Кавказа, имела в виду образование
самостоятельного государства под именем «Украины», которое бы находилось в
вассальной зависимости от нее до момента окончательного слияния с Австрийской
империей. Киев должен был сделаться столицею этого государства, уния –
переходным мостом к католичеству. Отсюда понятно, что пропаганда латинства и
унии совпадала с общеполитическими видами Австрии и всячески ею поддерживалась.
Польша же, поддерживая унию, мечтала о восстановлении Польского королевства с
восточной Галицией, Волынью и прочими частями Малороссии, расширяя пределы
своего будущего королевства «от моря и до моря», т. е. от Балтийского и до
Черного моря, и преследуя совершенно противоположные австрийским интересы.
Каждая из сторон имела своих агентов, в
течение многих десятилетий развивавших свою деятельность, в результате которой
и возник «украинский» вопрос и создалось украинофильское движение. Ни Австрия, ни Польша не замечали того,
что являлись лишь орудием в руках третьих лиц, нисколько не заинтересованных ни
расширением пределов Австрийской монархии, ни восстановлением Польского
королевства, и тот факт,
что после падения в 1708 году Львовского братства православные храмы Галиции очутились
в аренде евреев, без разрешения которых нельзя было совершать богослужения
в храмах, что под видом гонения на православие преследовалась христианская
религия вообще и вытеснялись христианские начала из государственной и
общественной жизни, не раскрывал им глаз на истинную природу их политической
деятельности, отвечавшей лишь заданиям тех, кто во главу угла ставил уничтожение всяких монархий и
ликвидацию христианства.
Но в наихудшем положении очутились все же наиболее
одураченные «украинцы», в свою очередь мечтавшие о «самостийной Украине»,
не связанной ни с Австрией, ни с Польшей, а образующей самостоятельное
государство с гетманом во главе.
Какое удивительное невежество, какое
преступное незнание истории отражает каждая страница этого «украйнофильского»
движения! И это тогда,
когда ни Австрия, ни Польша не скрывали своих заветных целей совершенно
уничтожить русскую народность, когда в самой Галиции не было ни одного
человека, который бы не помнил завещания генерала Мерославского: «Бросим огни и
бомбы за Днепр и Дон, в самое сердце России; пусть разоряют, опустошают и губят
Русь; возбудим ссоры в самом русском народе, пусть он разрывает себя
собственными когтями; по мере того, как он ослабляется, мы крепнем и растем» (А.
Белгородский. Галицкая Русь в борьбе за веру и народность. Церк. Вед., 1914 г.,
стр. 1692).
Хотя это завещание написано и польским
генералом, однако очень ясно, кто стоял за его спиною и диктовал ему эти
жидовские вожделения. Между тем русские галичане продолжали тратить свои
силы в междоусобной борьбе. Пользуясь покровительством и материальной
поддержкой правительства, украинская партия основала в 1868 году свое общество
«Просвита», а в 1873 году «Товариство имени Шевченка». Оба эти учреждения носят
явно враждебный для русского дела характер. Подобно Австрии и Польше,
украйнофилы также мечтали о создании «самостийного» государства от Карпат и до
Кавказа, с Киевом – столицею этого государства. В своих газетах «Дило»,
«Руслан», «Свобода» и др., а также многочисленных книгах и брошюрах украинцы
вели усиленную пропаганду своих идей, проповедуя ненависть к России и русскому
правительству.
[Если бы эти несчастные
"украинцы" понимали, что они теряют, отказываясь от России, от
третьего Богоизбранного Русского
Народа! Ведь их деятельность приводит объективно к одному: они отказываются от Бога, а значит и от
спасения, как здесь на земле, так и после своей смерти! Именно поэтому Преподобный
Лаврентий Черниговский говорил: «в последние времена истинные христиане будут
ссылаться на север; а старые и немощные пусть хоть за колеса хватаются, а бегут
вслед за ними». А ведь севером для
Малороссии является Великороссия, в которую не ступит нога антихриста! А вот по
Малороссии-то антихрист со своими слугами погуляет!
В другом месте у Преподобного Лаврентия
читаем: «В России будет Царь от Бога. А другие все страны, кроме
России, будут под властью антихриста и испытают все ужасы и муки,
написанные в Священном Писании. В России же будет процветание веры и
ликование, но только на малое время, ибо придет Страшный Судия судить живых и
мертвых».]
В 1890 году состоялось формальное
соглашение поляков и украинцев, положившее начало «новой эры». Результатом
этого союза был новый натиск на русский язык и русскую народность в Галиции и
образование особого украинского жаргона, представляющего собою смесь польского,
немецкого, малорусского и латинского языков. Прекрасный русский язык был
изуродован и обратился в какое-то неудобоваримое месиво. «Квестия», «колумния»,
«денунциация», «субвенция», «праця», «квота», «мова» — вот перлы этого нового
языка, который правительство старается насильственно распространять среди
галицко-русского народа (там же, стр. 1692 и 1693).
Все эти нелепости, гуляя на просторе в
Галиции, просачивались и за ее пределы, и Киев был уже издавна ареною
деятельности глупых украинцев, не понимавших того, что они являлись лишь
орудием в руках Австрии и Польши, какие, в свою очередь, были орудием в руках жидовского кагала. Однако до войны 1914 года эта
деятельность скрывалась в подполье. Революция же 1917 года открыла ей двери
настежь, и к моменту описываемого мною периода времени украинизация шла вовсю и
выражалась не только в замене русских вывесок малорусскими, не только в насильственном
внедрении «украинской мовы» и гонениях на православие, но и в поисках гетмана.
Заядлые украйнофилы возлагали на помощь
пришедших в Малороссию немцев великие надежды, и эти надежды не посрамили их.
Свиты Его Величества генералу П.
Скоропадскому, избранному гетманом, пришлось вписать свое имя в одну из
позорнейших страниц истории смутного времени России начала XX века. [Имена В.
Ющенко и Ю. Тимошенко, думается, будут вписаны в еще более позорные страницы
истории.]
«Украинский» вопрос есть не только старый,
но и очень сложный вопрос. Сложный не своей историей, а теми политическими
наслоениями, коими окутана его история, сделавшая самый вопрос игралищем
политических страстей и ареною борьбы России с ее врагами. По поводу
«украинского» вопроса написано очень много брошюр и статей, составляющих в
массе целую литературу, и однако не только широкая публика, но даже ученые, не
умеющие отделить историю от политики, не разбираются в этом вопросе.
Истинная природа этого вопроса известна
лишь очень немногим*, и к числу этих немногих принадлежит русский ученый А.Ц.
Царинный, на собственном опыте переживший и перечувствовавший все перепетии
украинского движения в течение пятидесяти лет и приславший мне, в ответ на мою
просьбу, целый ряд писем, составивших впоследствии книгу под заглавием
«Украинское Движение», изданную в Берлине издательством «Град Китеж» в 1925
году. К этой замечательной книге, раскрывающей не только природу «украинства»,
но и описывающей события, разыгравшиеся в Киеве в период владычества
большевиков и украинцев, я и отсылаю читателя, чтобы не повторять изложения
приведенных в ней фактов.
Скажу лишь кратко, что 9 ноября 1918 года
император Германский Вильгельм II был свергнут с престола и Германская империя
рушилась, превратившись в Германскую республику. Неизбежным последствием такого
переворота явилось и падение гетманской власти, и менее чем через месяц в Киеве
водворилась так называемая «украинская директория», состоявшая из
студентов-недоучек, щирых украинцев, которая, в свою очередь, была свергнута
большевиками**, на этот раз прочно засевшими в Малороссии, где они пребывают и
доныне, обильно поливая когда-то цветущие поля, веси и города кровью своих
жертв. Так кончился 1918 год.
*Замечательную книгу по
истории украинского движения напечатал в 1912 году С. Щеголев, врач по
образованию, член Киевского Комитета по делам печати.
**Этой бандой людоедов-головорезов командовал Лев Троцкий (в 1918-1924
– нарком по военным и морским делам). Небольшая справка о об этом людоеде
смотри в новостном сообщении от 11.12.08. –
Хазария: Все преступления Троцкого
и его палачей были приписаны советскому
строю и Сталину.
Дополнеением к рассуждениям князя Живахова о самостийности, когда часть отторгается от целого, по лукавому (по жидовскому!) внушению думая, что эта-та часть и есть целое, посмотрите, что об этом говорил и предупреждал угодник Божий - Преподобный Лаврентий Черниговский.
Преподобный Лаврентий говорил настойчиво и строго, с предупреждением, что наше родное слово Русь и русский.
И обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что, было Крещение Руси,
а не крещение Украины. Киев — это второй Иерусалим и мать русских
городов. Киевская Русь была вместе с Великой Россией. Киев без Великой
России и в отдельности от России немыслим ни в каком и ни в коем случае.
В Польше была тайная жидовская столица. Жиды понуждали
поляков завоевывать Русь. Когда поляки завоевали часть Руси (России),
то отдали жидам в аренду, в том числе
православные монастыри, церкви и священников. Священники и православные
люди не могли без их разрешения совершать никаких треб. [Жиды] теснили и
притесняли православных со всех сторон, покровительствуя Польше,
католичеству и унии.
Жидам очень не нравились слова: Русь и русский, поэтому назвали сначала завоеванные поляками и
отданные им в аренду русские земли - Малороссия. Потом опомнились, что
здесь есть слово Рос, и назвали Окраиной. Слово окраина –
это позорное и унизительное слово! Какая окраина? Чего, почему окраина?!
Ведь за этой мнимой иудо-польской окраиной
находятся другие страны и государства. И позже по их же указке поляки
узаконили нам понятия Украина и украинцы, чтобы мы охотно забыли свое название
русский, навсегда оторвались от Святой и Православной Руси*.
[*А кто оторвется от третьего Богоизбранного Народа, которым со времен
святого Благоверного и Христолюбивого Царя Иоанна Грозного является Русский Народ,
тот будет истреблен антихристом!]
Преподобный Феодосий, игумен Киево-Печерский, писал, чтобы
мы не хвалили чужую веру и ни в коем случае не соединялись с
католиками и не оставляли Православную
Веру. Близкие по духу великие архиепископы Лазарь Баранович, святитель
Феодосий Черниговский – его же и мощи перед нами (говоря это, батюшка Лаврентий
положил земной поклон в сторону Кафедрального Собора), и святитель Иоанн,
митрополит Тобольский, – они всеми силами старались по слову Господа Иисуса: Да
вси будут едино, быть
с Православной Россией, чтобы вместе
составить Святую Русь. И чтобы
навсегда освободиться от польского владычества и от гнета жидов и их
аренды и избавиться от чуждого нам
католичества и унии душепагубной, введенной и насажденной
угрозами, пытками, насилием и смертью. И еще батюшка сказал: “Как нельзя
разделить Пресвятую Троицу, Отца и Сына, и Святого Духа, это Един Бог, так
нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе Святая Русь.
Знайте, помните и не забывайте.
[*Да
будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас
едино (Иоан. 17,21).]
В городе Киеве никогда не было патриарха. Патриархи были и жили в Москве. Берегитесь
самосвятской украинской группы (церкви) и унии”.
[*Патриарх
– это титул правящего епископа
одной из древних столиц: «Иерусалима, Константинополя (Царьграда), Рима,
Александрии, Антиохии, а с XVI века и русской столицы Москвы». (Закон Божий
для семьи и школы. Репринт. Ленинградское епархиальное управление. 1990. С.
618).]
Киево-Печерской Лавры наместник отец Кронид батюшке
возразил, что уже самосвяты и униаты на Украине исчезли. Батюшка ответил
грустно и печально: “Бес в них войдет и они с сатанинской злобой ополчатся
против Православной Веры и Церкви, но им будет позорный
конец, а их последователи понесут
небесную кару от Господа Царя Сил”.
Какие батюшкины драгоценные слова, им нет цены: батюшка
все предвидел и наперед. Теперь явился украинский самосвятский архиерей,
назвал себя Киевским патриархом. …Да он не знает и забыл, что в Киеве никогда
не было патриарха... И некоторые себе на
вечные мучения и к своему стыду кричат в безумии: «Наш Патриарх»*.
[*И
в России слуги сатаны вопят: “Нам не нужен Царь-Богопомазанник, нам нужен
наш Великий Господин и Отец наш – Патриарх!”]
Батюшка предупреждал, чтобы мы были верны Московской
Патриархии и ни в коем случае не входили ни в какой раскол. Что те архиереи и иереи, которые ввели в смуту
верных людей, большой сделали себе вред и множество православных душ погубили*.
[*Но
мы помним, что православные христиане не погибнут, ибо они верят слову Бога
и его помнят: не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я
укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей (Ис.
41,10).]
Берегись так называемой зарубежной церкви и знайте,
что она не состоит в диптихе православных Церквей*. Она не церковь, а часть Российской Церкви. …Наша
страна не зарубежная, и наша Церковь не зарубежная! Наша страна постоянная!
У нас нет зарубежных церквей. …Уходят в раскол и в ересь только недостойные
милости Божией и великие грешники, которые не хотят знать: «Верую во Единую
Святую Соборную и Апостольскую Церковь!» И что Православная Церковь есть
Тело Христово (разве можно Тело Христа разделять?), и, наконец, Церковь есть
нешвенный хитон Господень (который, подобно Арию, нельзя разрывать).
[*Ныне
Вселенская Православная Церковь включает девять патриархатов. В порядке диптиха
это: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский,
Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский.]
И не помнят, что Един Бог, едина вера и едино
крещение.
Господь Иисус Христос создал одну Церковь (а не
церкви), которую не одолеют и врата адовы. Одна только Церковь Православная
Святая, Соборная и Апостольская. Другие, называющие себя церквами, не
церкви, а плевелы диавола среди пшеницы и скопища диавола».
Батюшка при этих словах помолился обо всех заблудших и
отступивших от правоверия, заплакал и сказал: “Нет, не
призовет их Господь к покаянию, не спасутся, ибо недостойны милости Божией. Сие мне открыто Царицей Небесной и Святым
Ангелом-Хранителем... В них, заблудших и отступивших от правоверия, нет
благодати Святаго Духа, спасения и получения Царствия Небесного. Нам,
православным, ничего не надо, а только Православной
Веры спасения души и получения Царствия Небесного, а у нашей Матери Русской Православной Церкви все это есть.
Благодарение Господу! И откалываться, и отходить от нее – величайший и
непростительный грех и в сей жизни, и в будущей - это хула на духа Святаго”.
И батюшка озарился светом неземным, окончив свою
беседу словами: “Слыши* и
виждь**!» — так Святое Евангелие гласит, — и добавил: — Будут глухи и слепы!***”
*Иисус
отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь
единый (Мк. 12,29).
**Но
Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему:
пойди и посмотри (Иоан. 1,46).
***Да
видяще не видят и слышаще не разумеют (Лк. 8,8).]
Опереточным было появление на сцене
«гетмана» П. Скоропадского. Роли были распределены заранее между немцами,
прятавшимися за кулисами, и группою «избирателей», выступившей вперед. Самый
акт избрания гетмана состоялся, не без
иронии судьбы, в цирке Крутикова, а не в храме Божием, и это
незначительное обстоятельство точно предопределило будущий характер
разыгрываемой комедии, наложив на нее отпечаток циркового представления.
Не допуская даже мысли, что русский
свитский генерал может серьезно увлечься своей ролью и мечтать о превращении
Малороссии в самостоятельное государство, киевляне искренно приветствовали его
избрание. Для всех одинаково было ясно, что нужно забаррикадировать Малороссию
от Совдепии, оградить ее от захвата, опустошения и разорения большевиков, и
«гетманщина» являлась лишь вернейшим способом к достижению этих целей и,
конечно, рассматривалась только как временная мера, вызванная роковым стечением
обстоятельств.
Вот почему киевляне были озабочены только
тем, чтобы направить деятельность гетмана и его правительства в правильное
русло, предостеречь их от ошибок и обеспечить выполнение намеченных программ.
Эти программы обсуждались чуть ли не в каждом доме, и киевляне с напряженным
вниманием следили за каждым шагом гетмана. Прошло немного времени, пока
сформировался состав правительства и... киевляне приуныли.
Внушали сомнение не только министры, среди
которых были евреи и связанные родством с ними случайные люди и дилетанты, но и
сам гетман, не отдававший себе отчета в той роли, какую был призван играть, и окруживший
себя убежденными «самостийниками», подчинявшими его своему влиянию. Правда,
положение гетмана, связанного директивами немецкой власти, было трудным. Он был
обязан выполнять программу «самостийников» и в том случае, если бы не
сочувствовал ей. Малейшее уклонение от этой программы явилось бы изменою и по
отношению к немецкой власти. Такое уклонение было притом и фактически
невозможным, ибо явилось бы самоупразднением «гетманщины». Положение было
действительно до крайности нелепым.
Тем не менее территория «Украины»
представляла собою в этот момент совершенно чистое, ничем не засеянное поле,
какое в руках опытного работника, бросившего добрые семена, могло бы дать
прекрасные всходы. Гетман просто не понимал своей задачи, какая должна была
сводиться не к государственному строительству «Украины», хотя бы и по
совершенному плану, а только к закреплению ее военной мощи в размерах,
устранявших опасность нового вторжения большевиков. В связи с этим его
усилия должны были быть направлены к тому, чтобы привить эту точку зрения и
немецкой власти, а вопросы внутреннего распорядка и государственного
строительства он обязан был отнести на второй план, не забывая того, что
являлся лишь «калифом на час», обязанным при наступлении должного момента
сложить с себя свои звания и вернуть Малороссию Русскому Царю.
Вместо этого гетман, по-видимому, искренно
увлекавшийся своею ролью, сформировал свое правительство, ставшее насаждать
чуждую русскому правосознанию государственность, и проявлял весьма
недвусмысленное отношение к тем, кто ей не сочувствовал. Совершенно очевидно,
что он был бессилен вызвать к себе доверие и симпатии со стороны русских людей,
и его власть держалась только на немецких штыках, как тогда говорили, да на
кучке «самостийников», терявшихся в массе населения Малороссии и не
представлявших собою никакой реальной силы. В результате русские люди
начали сторониться от гетмана, и хотя в этот момент в Киеве и было много
опытных государственных деятелей из состава прежнего царского правительства,
однако никто из них не желал сотрудничать с гетманскими министрами... Впрочем,
и гетман не считал нужным обращаться к ним за помощью...
«Управлять – значит предвидеть», но именно
этого предвидения и не было у гетмана. Не было никакого государственного опыта
и у гетманских министров. Не могло быть посему и вопроса о том, удержалась
бы власть гетмана своими собственными силами, если бы лишилась той
ненадежной опоры, какую представляли собою немецкие штыки и кучка
«самостийников», окружавшая гетмана. А между тем этот вопрос являлся важнейшим вопросом
момента, и на нем должна была бы строиться вся программа гетманского правления,
какая бы предопределяла и направление его последующей деятельности.
Этого не было сделано, и когда немцы под
давлением «союзников» были вынуждены покинуть пределы Малороссии, то
предсказания русских людей буквально исполнились. Петлюровцы мгновенно
ворвались в Киев, и все здание, построенное гетманом, рушилось, как карточный
домик, к вящему позору тех, кто его построил. Недолго продержались и
петлюровцы... Снова началась ужасная бомбардировка Киева, снова полились
реки крови, и погибли те, кто спасся в первый раз, большевики снова завладели
несчастным городом, а вместе с ним и всею Малороссией, и оставались в ней
до тех пор, пока не были вытеснены Добровольческой армией Деникина, вступившей
в Киев в воскресение 18 августа 1919 года.